Ваш регион: Санкт-Петербург 03:07 Мск 08.12.2016
Информационно-аналитический сервис
строительного сообщества
Cтроительные эксперты обсудили вопросы разгрузки исторического центра 10.01.2014

Cтроительные эксперты обсудили вопросы разгрузки исторического центра

Петербургские и московские архитекторы, урбанисты и строительные эксперты обсудили вопросы разгрузки исторического центра, перенаправления транспортных потоков и перспективы создания полицентричных городов на V Ежегодном форуме "Будущий Петербург".

В центре внимания участников форума оказались перспективы развития окраин Северной столицы. Население земли насчитывает свыше 7 млрд человек, больше половины которых живет в городах. При этом число городских жителей стремительно растет. Россия в этом плане идет в ногу с мировыми трендами, однако не лишена своих особенностей. По-настоящему крупными в нашей стране остаются лишь два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург, где живет около 10%, а с учетом прилегающих агломераций - до 20% россиян. Именно они первыми столкнулись с типичными проблемами обитателей больших городов: пробками на дорогах, необходимостью тратить большую часть личного времени на преодоление городских пространств, однотипной неэстетичной застройкой большинства микрорайонов.

Выход из сложившейся ситуации урбанисты видят в отказе от традиционного разделения на центральные и периферийные районы, в повышении комфортности и самодостаточности городских окраин. Разгрузочная диета Можно ли разгрузить исторический центр, перенаправить транспортные и человеческие потоки, сделать удаленные от центра города районы престижными и удобными для жизни горожан? Да, считают участники форума, если избавить центр от избыточных функций и уйти от концепции моноцентричного города, по которой обе столицы развивались почти сто лет. Создание альтернативных точек притяжения в периферийных районах должно освободить исторический центр от избытка "деловой жизни", разгрузить транспортную инфраструктуру, а главное, повысить комфорт за его пределами и поднять статус нецентральных районов, считают эксперты. Сегодня в пределах Садового кольца в Москве сосредоточено 45%, а в центре Петербурга - около 30% рабочих мест. "Спальные" районы давно стали источником перегруженного трафика: жители едут в центр города не только "за работой", но и за покупками, развлечениями и "культурой". Это противоречит опыту крупнейших мировых мегаполисов. "Европейские города развиваются на принципах полицентризма, и такой уровень ежедневной внутренней миграции им не свойствен", - отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, считающий сложившуюся в России практику освоения окраин контрпродуктивной. Распределение деловых центров по периферии повысит уровень комфорта и в центре города: освободившиеся офисные здания смогут занять учреждения культуры, гостиницы и другие значимые объекты. 

Работа над ошибками Главная проблема сегодняшних удаленных районов - отсутствие социальной и общественно-деловой инфраструктуры, считают специалисты. Так, по словам директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирины Ирбитской, появление в районах массовой застройки не только школ и магазинов, но и вузов, развлекательных центров, кафе и ресторанов, театров, музеев, парков и пешеходных улиц - необходимое условие для создания базы новой экономики. "Именно эти вещи могут, должны и будут образовывать рабочие места новых формаций. Это ключевое требование к компактному городу", - подчеркивает эксперт. Компактный город или город коротких расстояний - градостроительная концепция, которая подразумевает плотную застройку, "обозримость" и соразмерность с возможностями миграции из одной части в другую, а также равномерность в распределении функций по всей территории. В уже сложившуюся схему застройки периферийных микрорайонов необходимо встраивать весь недостающий функционал, включая образовательную и деловую инфраструктуру. "Это неизбежно, - уверен исполнительный директор строительства делового комплекса "Лахта-центр" Александр Бобков, - поскольку внутригородская миграция крайне непроста уже сегодня, и в условиях Петербурга она вряд ли улучшится в ближайшие 10–15 лет". Люди будут пытаться найти себе работу недалеко от места проживания, выбираясь в центр или другие районы только в театр, музей, на прогулку или в гости. Mixed-use Понятно, что для наращивания качества и разнообразия городской среды недостаточно усилий небольшого бизнеса, который сегодня создает деловую и прочую инфраструктуру российских спальных районов. 

Для "капитального ремонта" и качественного скачка требуется совсем другой масштаб коллективных усилий и инвестиций. Одним из эффективных решений является строительство многофункциональных общественно-деловых комплексов с большим набором важных функций. В отличие от микрорайона концепция многофункциональности имеет более счастливую судьбу. Впервые идея "города в городе" возникла применительно к американским небоскребам и была символом новой жизни, соединения в едином пространстве всего, что необходимо горожанину. В конце 1980-х универсальные центры, в которых можно жить, работать, отдыхать, а также заниматься фитнесом и шопингом, стали активно строиться в Европе и во всем мире. И даже сугубо деловые комплексы, чтобы не казаться старомодными, стали обзаводиться лобби и дополнительными сервисами для горожан. Сегодня это может стать одним из решений для спальных районов. Примером такого подхода в Петербурге может служить строительство общественно-делового комплекса "Лахта-центр" в Приморском районе на севере Петербурга. Еще на стадии проектирования половина его полезных площадей была отдана под общественные функции, включая детский научно-образовательный центр с интерактивным научным музеем и вторым в Петербурге планетарием, инновационный центр, выставочный и концертный комплексы. На двух третях участка площадью 18 га будет устроен парк и променад вдоль Финского залива с амфитеатром и спуском к воде. Пока такие проекты комплексного развития территории в России единичны, хотя в Европе они давно стали чем-то само собой разумеющимся. Именно так вернулись к жизни множество заброшенных доков в Амстердаме и Лондоне, в Марселе и Гамбурге. Менее масштабная реновация или застройка проводится вообще без лишней помпы, а градостроительные подходы и нормативы обновляются едва ли не каждое десятилетие. Но в России даже на пустой территории, что бы ни строили, получается "микрорайон" - у проектирования и строительства в новом стиле пока есть масса бюрократических и ментальных препятствий. Квартал как основа компактного города.  Еще одна болезнь, от которой страдают обе столицы, - бездумная застройка окраин городов и примыкающих к их границам территорий. Новое строительство ведется еще по советским лекалам, а часто и вообще без каких-либо градостроительных ориентиров. Устаревшая микрорайонная застройка на огромных участках "в чистом поле" неудобна и небезопасна и продолжает плодить старые проблемы на новых городских окраинах. "Микрорайон представляет собой воплощение социалистической мечты - огромные пространства, которые никому не принадлежат", - напоминает архитектор Сергей Скуратов. "Это наследие модернистского эксперимента XX века, который оказался не очень удачным", - соглашается с ним московский архитектор и городской планировщик Ярослав Ковальчук. Эксперты предлагают вернуться к классической квартальной застройке с более плотной дорожной сетью и мелкой нарезкой кварталов. Помимо жилья, на специальных межквартальных территориях предполагаются общедоступные зоны отдыха и досуга, скверы, спортплощадки для всех окрестных жителей. Такое решение не только создаст новые возможности для совместного отдыха недалеко от дома, но и позволит снизить этажность без ущерба для ее плотности, а значит, и для экономических интересов девелопера. Такой подход может привести даже к изменению социально-психологического климата: жильцы, регулярно встречающиеся на оздоровительных пробежках и детских площадках, рано или поздно становятся более сплоченными. Это ценно не только для самих горожан, но и для власти и бизнеса. "Практика показывает, что бизнесу максимально удобно иметь дело с развитым местным сообществом", - напоминает главный редактор интернет-портала UrbanUrban.ru Егор Коробейников.

Большинство европейских стран уже несколько десятилетий идут по пути гуманизации районов с индустриальной застройкой. Форматы улучшения городской среды самые разные - от масштабной реновации промзон до локального обогащения городской среды в жилых районах пешеходными и зелеными зонами, велодорожками и местами для отдыха и досуга. Ухоженный исторический центр и комфортные, самодостаточные периферийные районы, населенные социально активным средним классом, - вот "идеальный город" в воображении урбанистов. Воплощение этой мечты - дело не одного десятилетия. Однако девелоперы, архитекторы и планировщики, а также городские власти, кажется, приближаются к общему пониманию будущего. В результате уже в самое ближайшее время вектор городского строительства, несколько десятилетий указывавший в обеих столицах в направлении "центра", наконец может повернуться в сторону городских окраин, сделав города полицентричными.

Поиск по новостям
Выбран регион: Все регионы
Выбрать другой регион или город
Темы
Мой дом
Сколько стоит построить бассейн в загородном доме
Крым
Молчание крымских "ягнят", или как не сдаться аферистам