Ваш регион: Санкт-Петербург 13:13 Мск 04.12.2016
Информационно-аналитический сервис
строительного сообщества
"Аэроэкспресс" попросил 25 млрд рублей из ФНБ 26.08.2014

"Аэроэкспресс" попросил 25 млрд рублей из ФНБ

На средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) появился новый претендент: это компания "Аэроэкспресс", чьи электрички доставляют пассажиров до аэропортов Москвы, Казани, Владивостока и Адлера. Деньги нужны на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов.

Поезда и терминалы

О том, что "Аэроэкспресс" подал заявку в ФНБ, РБК рассказал глава дирекции Московского транспортного узла (учреждена Минтрансом и правительствами Москвы и области) Виктор Еремин. Для всех проектов "Аэроэкспресс" предлагает привлечь средства ФНБ через кредит или выпуск облигаций с минимальной доходностью на уровне инфляции плюс 1%, следует из паспортов инвестпроектов (есть в распоряжении РБК). В общей сложности "Аэроэкспресс" просит профинансировать четыре ее проекта на общую сумму 24,6 млрд рублей.

Самый дорогой проект - покупка двухэтажных поездов швейцарской компании Stadler Rail Group. Общая стоимость 25 составов - 22 млрд руб., из ФНБ "Аэроэкспресс" планирует взять до 90% этой суммы (19,6 млрд руб.), говорится в заявке. Остальные 2,4 млрд руб. - профинансировать самостоятельно. Новые поезда будут курсировать между Белорусским, Киевским и Павелецким вокзалами и аэропортами Московского авиационного узла (МАУ) с лета 2015 года. Как говорится в заявке, благодаря им, пассажиропоток "Аэроэкспресса" к 2018 году может возрасти на 23,3% - до 20 млн пассажиров. Срок окупаемости инвестпроекта - 12,9 лет.

Еще три проекта касаются касаются строительства новых терминалов. К 2018 году в "Шереметьево" планируется ввести новый Северный терминальный комплекс. К этому времени "Аэроэкспресс" рассчитывает построить новый терминал на Белорусском вокзале, откуда отправляют электрички в этот аэропорт, а также - вокзал в самом терминальном комплексе. Первый проект оценивается в 2,16 млрд рублей, второй - в 1,37 млрд рублей, в обоих случаях до 90% средств компания рассчитывает занять в ФНБ. В итоге пассажиропоток на этом направлении, по расчетам "Аэроэкспресса", увеличится на 40%.

Еще один новый вокзальный комплекс "Аэроэкспресс" к 2016 году планирует построить в "Домодедово". Сейчас в порту нет крытого терминала для электричек "Аэроэкспресса". Этот проект оценивается в 2,04 млрд рублей, из которых до 1,8 млрд рублей компания хочет занять в ФНБ.

Срок окупаемости всех проектов - больше восьми лет. Представитель "Аэроэкспресса" заявку в ФНБ комментировать отказался. В течение месяца ее должны рассмотреть Минэкономразвития (его пресс-служба на запрос РБК не ответила) и дирекция МТУ, затем - свое заключение даст Минфин, после чего вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства.

Конкуренция за госденьги

Государство выделяет средства ФНБ на инфраструктурные проекты на условиях возвратности и софинансирования (часть средств должны предоставить инвесторы проектов). По состоянию на 1 августа 2014 года, общий размер средств ФНБ составлял 3,08 трлн руб. Всего на инфраструктурные проекты может быть направлено до 60% из средств фонда (этот потолок был увеличен в июне с 40%). "Потолок" считается с учетом средств, размещенных на депозитах ВЭБа (474 млрд рублей), поясняли РБК в мае два чиновника правительства. Таким образом, речь идет о сумме 1,8 трлн руб. Из них около 300 млрд рублей из фонда получат проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 млрд руб. из ФНБ на проекты "Россетей", "Ростелекома" и строительство железнодорожной ветки в Туве "Кызыл-Курагино".

Спрос на поддержку из ФНБ растет, и в условиях санкций правительство предпочтет экономно относиться к этим деньгам, констатирует главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова. Но поддерживать инфраструктурные проекты на экономическом форуме в Петербурге призывал президент Владимир Путин. Самому "Аэроэкспрессу" будет трудно занять на рынке такой объем средств на сопоставимых с ФНБ условиях и на такой длительный срок (8-13 лет - РБК), считает Орлова. Проект двухэтажных поездов слишком дорогой и без поддержки ФНБ вряд ли будет запущен, добавляет глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

"Аэроэкспресс" начал перевозить пассажиров между москвой и столичными аэропортами с 2005 года, в 2012 году открыла перевозки между вокзалом Сочи и аэропортом в Адлере, а в прошлом году - в Казани. В 2013 году услугами компании воспользовалось 20,2 млн пассажиров, из них 16,8 млн человек было перевезено в аэропорты Москвы. По данным Forbes, суммарно линии "Аэроэкспресса" обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава), инвестиции самой компании составили 12 млрд рублей. При этом на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево и Домодедово, перевозки компании остаются убыточными, писал журнал в апреле этого года. Общая выручка "Аэроэкспресса" в I поголудии 2014 года выросла на 22% до 2,4 млрд рублей, чистая прибыль - в 2,4 раза - до 415,1 млн рублей.

В феврале продажу половины своего пакета в "Аэроэкспрессе" одобрил совет директоров РЖД. Монополия объясняла решение тем, что у нее нет средств финансировать дальше этот проект. За 25% перевозчика РЖД выручила 555 млн рублей, покупателем стала компания "Дельта-Транс-Инвест". По данным СПАРК-Интерфакс, она принадлежит эстонской компании Transgroup Invest AS. Ею, согласно выписке из коммерческого регистра Эстонии, на паритетных условиях владеют бывшая жена заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна Ликсутова и бывший бизнес-партнер чиновника Сергей Глинка. Еще 25% - осталось у РЖД и такой же пакет делят участники списка Forbes Искандер Махмудов (17,5%) и Андрей Бокарев (7,5%).

Поиск по новостям
Выбран регион: Все регионы
Выбрать другой регион или город
Темы
Мой дом
Старинный кирпич как свежий тренд
Крым
Дом из Ракушки:  ТОП-7 вопросов