Ваш регион: Санкт-Петербург 15:42 Мск 10.12.2016
Информационно-аналитический сервис
строительного сообщества
Пресс-релизы
АССО "НПО СРО "РОСО"
12.11.2015

Закон о государственно-частном партнерстве №224-ФЗ - это закон, которого ждали 10 лет

12 октября в Госдуме прошли парламентские слушания, представлявшие собой реальный диалог власти и бизнеса на тему перспектив и практических аспектов реализации Федерального закона № 224-ФЗ о государственно-частном партнерстве, который вступит в силу с 1 января 2016 года.

224-ФЗ - это закон, которого ждали 10 лет. Во многих субъектах России уже давно созданы собственные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения государства и бизнеса при реализации совместных проектов, а единой правовой базы в виде федерального закона до сих пор не было. 

И это при том, что сегодня в 68 регионах принят закон об участии субъекта РФ в ГЧП, в 74 субъектах приняты инвестиционные меморандумы, программы или стратегии, в которых ГЧП упоминается как механизм привлечения инвестиций, в 76 субъектах созданы органы власти субъекта РФ, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за ГЧП.  Проектов в форме государственно-частного партнерства, находящихся на различных стадиях - от инициирования до эксплуатации - в настоящее время в стране насчитывается порядка 998.  В рамках проектов ГЧП по итогам 2014 года было привлечено 200,9 млрд рублей частных инвестиций.

- Одно из самых главных достижений - это то, что мы, наконец, получили законодательное закрепление единого понятия "государственно-частное партнерство", что позволит систематизировать и поставить на единую правовую основу практику такого партнерства, в котором в равной степени заинтересованы все стороны-участники, - отметила по итогам парламентских слушаний Айканыш Орозбаева, советник председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО".

По словам Орозбаевой, принятый 224-ФЗ имеет ряд положительных аспектов:

  • в механизмах ГЧП и МЧП (муниципально-частное партнtрство) предусмотрена передача объекта в частную собственность в отличии от концессионных соглашений;
  • концессионер несет большую часть рисков в ходе реализации проекта, в отличие от ГЧП, где риски распределены примерно равным образом;
  • урегулирован механизм инициирования ГЧП-соглашений;
  • урегулирован порядок применения прямых соглашений, в т.ч. условия и порядок взаимодействия при изменении или прекращении соглашения о ГЧП;
  • прописаны правила проведения конкурсных процедур, а также регламентированы совместные конкурсы и возможность заключения ГЧП в отношении нескольких объектов;
  • приведен перечень объектов соглашений о ГЧП (МЧП), в том числе в отношении которых невозможно концессионное соглашение.

- Безусловно, это большой шаг вперед, но в тоже время много задач, которые еще следует решить. Очевидно закон будет дорабатываться еще не один раз, прежде чем сможет обеспечить наиболее оптимальные условия для реализации таких проектов. - добавила советник председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО" - В частности, необходимо урегулировать вопросы, связанные с ограничениями, например, запрет на участие государственных компаний (в т.ч. с государственным участием, дочерних компаний и т.д.) в качестве частного партнёра. Вполне понятны причины таких ограничений, но остается под вопросом их целесообразность для российской экономики, где основными держателями капитала являются компании с государственным участием. Возможно стоит предусмотреть более гибкие ограничения или специальные условия.

Также, требуется внесение изменений в действующее законодательство, например, в Бюджетный Кодекс, в 44-ФЗ. Необходимо проработать и более детально закрепить размеры компенсаций и механизмы защиты сторон в случае расторжения соглашения о ГЧП. Целесообразно также совершенствовать методы оценки эффективности проектов, а также их мониторинга.

Огромная работа предстоит субъектам РФ, им придется либо отменить собственные закон о ГЧП, либо его доработать, приведя в соответствие с 224-ФЗ.

- Самыми показательными станут первые проекты, запущенные уже под пристальным вниманием и при содействии федеральных органов государственной власти, в частности Минэкономразвития, и инициативных представителей бизнеса, - резюмировала советник председателя Совета АССО "НП СРО "РОСО" Айканыш Орозбаева. - Как показала практика, даже на примере становления нашей системы саморегулирования, только активная позиция бизнеса и содействие государства способны принести необходимые плоды и сократить время интеграции новой системы в экономику страны.

Актуально
Ремонтируем кожаную мебель своими руками
02.12 Ремонтируем кожаную мебель своими руками
Советы по реставрации кожаной мебели, которые избавят вас от необходимости в новых покупках и при этом восстановят предметы обихода.
 
  3136
Декоративная штукатурка - яркая одежда вашего дома
02.12 Декоративная штукатурка - яркая одежда вашего дома
Разнообразие фактур, палитр и оттенков дарит вашему жилищу такой отделочный материал, как декоративная штукатурка.
 
  2604