Ваш регион: Санкт-Петербург 23:39 Мск 05.12.2016
Информационно-аналитический сервис
строительного сообщества
Пресс-релизы
Ассоциация производителей радиаторов отопления
24.06.2016

Развитие импортозамещения на примере отрасли радиаторов отопления: проблемы и перспективы

В данной статье на примере конкретной отрасли будет рассказано о том, каким образом происходит развитие импортозамещения, как складывается конкуренция между российскими производителями и поставщиками иностранных товаров.

Речь пойдет об отрасли производства радиаторов отопления современного типа. То есть не о чугунных батареях, а о продукции нового дизайна - алюминиевых и биметаллических секционных радиаторах отопления, доля которых на общем рынке отопительных приборов сейчас составляет более 55%.

Объем этого рынка не так уж мал - в прошлом году объем продаж радиаторов отопления в России составил порядка 50 млрд. рублей и 80 миллионов секций в натуральном выражении.

Производство радиаторов отопления отличается высоким уровнем добавленной стоимости и большим количеством технологических переделов в процессе изготовления радиатора. Производство радиаторов отопления можно отнести к числу высокотехнологичных. Так, алюминиевые и биметаллические радиаторы изготавливаются с использованием методов литья под высоким давлением или экструзии (формовки) на самом современном иностранном оборудовании, аналоги которого в России, к сожалению, не производятся.

В середине "тучных" 2000-х годов рост благосостояния населения привел к повышению спроса на радиаторы отопления современного дизайна: наши граждане стали активно менять архаичные чугунные батареи на новые алюминиевые и биметаллические радиаторы по эстетическим соображениям.

В последнее десятилетие рынок радиаторов отопления развивался по двум основным трендам.

Во-первых, существенно увеличивались объемы импорта радиаторов отопления, прежде всего, продукции низкого ценового сегмента из Китая.

Во-вторых, начали создаваться отечественные производства алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления на территории России.

При этом первоначально стратегия по наращиванию импорта оказалась более выгодной, в связи с чем доля отечественной продукции на рынке пока не превышает 25%. В результате на рынке алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления представлено не более 10 торговых марок радиаторов, производимых в России, в то время как число китайских брендов достигает сотни и взамен дискредитировавших свою репутацию торговых марок постоянно появляются новые бренды.

Проблема состоит в необходимости создания государством прозрачной и четкой регуляторной среды, обеспечения равных условий рыночной борьбы, защиты российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны недоброкачественной продукции иностранного производства, импортируемой по демпинговым ценам.

К сожалению, пока сохраняется нездоровая ситуация, при которой на радиаторы отопления отсутствуют какие-либо обязательные требования.

В результате китайские заводы поставляют в Россию радиаторы по тем параметрам, которые дает им заказчик, преследующий цели максимального удешевления товара. В целях снижения себестоимости при производстве радиаторов отопления в Китае снижается количество используемых материалов, что уменьшает вес радиатора. В результате появилась даже категоризация таких радиаторов: "облегченные", "легкие", "супер легкие". Но радиаторы, не сигареты и отнесение их к таким категориям не понижает уровень угрозы, а наоборот повышает его.

Чем тоньше стенка радиатора, тем больше риск того, что при экстремально низких температурах или перепадах давления в отопительных сетях он разгерметизируется, попросту лопнет. Кроме того, по законам физики чем меньше вес металла, тем меньше тепла радиатор "отдает" в квартиру, показатели его теплоотдачи снижаются, падает внутрикомнатная температура, люди начинают банально мерзнуть в своих квартирах и домах.

Следует также учитывать, что завышение показателей веса и уровня тепловой мощности радиатора (на практике его завышают на 20-40%) является грубым нарушением законодательства о защите прав потребителей. Законом установлено требование о необходимости достоверного информирования покупателя о потребительских свойствах товара, к числу которых для радиатора отопления как раз и относятся показатели веса и теплоотдачи.

При этом недобросовестные производители и импортеры, завышая эти показатели на упаковке и в паспорте отопительного прибора, дискредитируют имидж современных алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления как качественных и надежных товаров, а также "подставляют" розничных продавцов, которые несут репутационные потери и даже могут быть привлечены к ответственности за введение потребителей в заблуждение при реализации товаров с ложными характеристиками.

При этом российские радиаторы фактически "выключены" из участия в государственных заказах, так как по чистому ценовому критерию всегда выигрывают поставщики продукции из Китая. В связи с этим важно рассмотрение вопроса о предоставлении поставщикам российских радиаторов приоритетных условий доступа к государственным заказам. На социально значимые объекты страны необходимо поставлять отечественную продукцию, изготовленную с соблюдением российских стандартов, учитывающих специфику эксплуатации радиаторов отопления в условиях нашего сурового климата.

Новые вызовы по увеличению объемов импорта на территорию России радиаторов отопления из Китая потребовали эффективных таможенных мер как в нормативном регулировании, так и в таможенном администрировании.

Дело в том, что на протяжении десяти лет успешно применялась следующая схема: заказчики просили китайских контрагентов выписывать им инвойсы (счета-фактуры) на суммы более низкие, чем фактическая стоимость сделки. В дальнейшем, "прикрываясь" данными документами, нечистоплотные импортеры осуществляли недостоверное таможенное декларирование, искусственно занижая таможенную стоимость, в результате чего потери нес государственный бюджет.

В последнее время ФТС России активизировало работу по контролю таможенной стоимости китайских радиаторов отопления, в том числе с использованием так называемого "профиля риска минимально возможной стоимости". В итоге объем импорта алюминиевых и биметаллических радиаторов из КНР в первом квартале текущего года сократился более чем на треть и в физическом, и в денежном выражении.

Кроме того, в связи с изменениями курса рубля по отношению к доллару США импорт радиаторов отопления стал менее выгодным, хотя появилась и новая угроза еще большего удешевления радиаторов, изготавливаемых в Китае по заказам российских импортеров.

В целях защиты интересов отечественных производителей Россия может последовать примеру Евросоюза, в котором на протяжении многих лет успешно применяется высокая ставка антидемпинговой пошлины в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, происходящих из Китайской Народной Республики.

Нужно учитывать, что в условиях спада в строительной отрасли будут снижаться и объемы заказов радиаторов отопления, в связи с чем конкуренция на этом рынке будет только ужесточаться.

В последнее время государство начало занимать более активную позицию по поддержке промышленности в целом, руководствуясь тем, что развитие отечественного производства - это дополнительные налоги в государственный бюджет и новые квалифицированные рабочие места для наших граждан. В этих целях в министерствах и ведомствах рассматривается ряд инициатив отрасли, направленных на поддержку российских производителей и защиту прав потребителей радиаторов отопления.

С государственной точки зрения такой подход представляется абсолютно правильным - Россия, как страна с суровым климатом, должна, что называется, "обогреть себя сама".

Актуально
Маленькая прихожая - как при минимуме площади добиться максимума комфорта
29.11 Маленькая прихожая - как при минимуме площади добиться максимума комфорта
Маленькую прихожую тоже можно сделать более удобной и функциональной. Нужно только знать несколько хитрых дизайнерских приемов.
 
  3710
6 причин сделать открытые полки на кухне
28.11 6 причин сделать открытые полки на кухне
ЕСТП Блог рассказывает, почему открытые полки практичнее и универсальнее закрытых шкафчиков.
 
  2632